РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
По материалам книги
Парамахансы Йогананды
"ВЕЧНЫЙ ПОИСК"
«Материальное и духовное – это всего лишь две части одной и той же вселенной и одной и той же истины. Придавая одной из них большее значение, чем другой, человек не может достичь равновесия, необходимого для гармоничного развития. Жизнь выражается трояко: через мысли, желания и действия. Направляйте правильно все три формы выражения, и они приведут вас к более высокому уровню сознания. В вашей деятельности вы – творец, хранитель, преобразователь; ваша воля – режиссер-постановщик. Практикуйте искусство жить в этом мире, не теряя внутреннего душевного покоя. Идите по пути равновесия и вы придете в чудесный внутренний сад Самореализации».
Обычно к индивидуальности и ее развитию относятся исключительно в свете достижения какой-то материалис-тической цели, например – укрепления своего бизнеса или социальных возможностей. При этом редко кто принимает во внимание истинную природу индивидуальности.
Что, в сущности, это такое? Индивидуальность это сознание эго, однако под эго здесь подразумевается не раздутая гордость, а осознание своего существования. Ведь каждый из вас знает, что он существует.
Возможно, для вас ваше бытие неразрывно ассоци-ируется с вашими конкретными характерными качествами, например с тем, мужчина вы или женщина. Люди думают о себе в терминах своего индивидуального происхождения, переживаний и среды. Домохозяйка воспринимает себя домохозяйкой, лектор думает о себе как о лекторе, ученый считает себя ученым. Однако когда все они спят, они забывают о своих дневных видах деятельности. Во сне осознание своего бытия остается, однако эгоистические представления бодрствующей личности могут при этом полностью стереться. Когда же человек просыпается, он тут же снова отождествляется со своей личностью, обуслов-ленной внешней средой. Следовательно, та личность, кото-рую человек демонстрирует в часы своего бодрствования, представляет собой лишь его искусственно созданную и частичную индивидуальность.
Осознание единства является фундаментальным, универсальным и неограниченным состоянием. Но оно в той или иной степени ограничивается персональными харак-теристиками, за которые мы держимся изо дня в день В результате мы забываем, что индивидуальные качества можно расширять или сужать в соответствии со своим поведением.
Откуда берется наша подлинная индивидуальность? Она идет от бога. Он – абсолютное Сознание, абсолютное бытие и абсолютное блаженство. Создатель сознает, что существует. Он создает также, что его бытие вечно, а Его природа является непреходящим Блаженством.
Своим человеческим умом мы не можем познать бесконечный Разум или воспринять Его как невыразимый Дух. Но благодаря сверхсознанию души мы способны ощутит божественное присутствие как блаженство. Радость, испытываемая при любом переживании, происходит от Бога, хотя вызывать её могут и какие-то внешние обстоятельства.
Через внутреннее сосредоточение можно непосред-ственно пережить возвышенное блаженство души, её несказанную внутреннюю и внешнюю красоту. Если вам удастся утвердиться в таком осознании, ваша внешняя индивидуальность постепенно разовьется и станет привле-кательной для всех существ. Душа сотворена по образу и подобию Божию, и когда мы утвердим свое душевное осознание, наша индивидуальность станет отражать Его любовь и красоту. Это и есть ваша истинная индивиду-альность. Любые другие демонстрируемые вами качества являются в той или иной степени наносными, они не составляют вашего подлинного «я». Божественный человек, живущий в космическом познании Бога, может принять на себя любую внешнюю индивидуальность, которую поже-лает.
Когда я пребываю в сознании своей человеческой индивидуальности, у меня есть ограничения. Но как только я переключаюсь в сферу души, я начинаю видеть всё сущее так, словно это кинофильм. Если вы в кинотеатре внимательно взглянете на луч, струящийся из проекционной будки, вы различите в нём фигуры, которые отображаются на экране. Концентрируясь на материи, вы и воспринимаете всё как материальное. Но как только вы возносите свое сознание до состояния божественной осознанности, вы видите всю материю как океанический поток божественного Света и воспринимаете всё сущее в понятиях Духа.
Божественным единством пронизано всё, но проявляется оно в космической природе в самых разнообразных формах. Его творческая жизненная сила струится через землю: посадите а нее семя, и оно начнет расти. В определенной степени божественную красоту и силу выражают металлы. В растительном царстве Он снова меняет свою индивидуаль-ность; активное жизненное начало проявляется в растениях более явственно, чем в металлах. Тем не менее, при исследовании творения обнаруживается, что конкретная индивидуальность развита еще сильнее, ибо человек знает, что он является живым, разумным существом. Но все эти столь различные индивидуальности позаимствованы у бога. Он – единственная Жизнь. «Я – Сущность, что пребывает в сердцах всего сущего, о Арджуна, Я – начало, сердцевина, а также конец всех существ» Так господь говорит о себе в «Гите». В Библии же мы читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» .
Интуиция развивает вашу истинную индивидуальность.
Наша душевная интуиция является даром Бога. У Него нет рук или ног, и тем не менее Он чувствует целую вселенную. Как Он это делает? Благодаря интуиции и Своей вездесущности.
Человек, как правило, полагается на свои чувства, поставляющие ему сведения о нем самом и о мире, в котором он живет. Разум его знает лишь то, что сообщают его пять чувств. Но сверхчеловек формирует знание, опираясь на свое «шестое чувство» - интуицию. Она не зависит от чувств и от способности анализировать поступающие через них данные. Например, иногда вы чувствуете уверенность, что произойдет что-то конкретное, и это действительно происходит в точном соответствии с вашим предвидением. Вероятно, у каждого есть подобный опыт. Как же вы узнавали, что именно должно произойти, не имея в своем распоряжении никакой информации и никаких заключений? Такое непосредственное знание и есть проявление интуиции.
Как считал древнеиндийский мудрец Патанджали, тот факт, что источник неких утверждений обладает духовным авторитетом, ещё не является доказательством истинности этих утверждений. Как вы можете убедиться в том, что Библия и «Гита» сообщают нам правду? Данные, получае-мые через чувственное восприятие и логичный анализ, не могут дать нам настоящего доказательства. В конечном счете истина познается или «доказывается» исключительно через интуицию, осознание души.
Ваша подлинная индивидуальность начинает развиваться лишь тогда, когда вы становитесь способны постичь благодаря глубокому интуитивному прозрению, что вы не плотное тело, а вечный божественный поток Жизни и Сознания, струящийся в этом теле. Именно поэтому Иисус мог ходить по воде – Он постиг, что всё состоит из сознания Бога.
Человеческую индивидуальность можно изменить на божест-венную. Перестаньте осознавать себя мешком из плоти и костей. Каждую ночь Бог заботится о том, чтобы вы забыли об этой иллюзии.
Но, просыпаясь, вы тут же снова оказываетесь во власти кажущихся ограничений тела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий