ОДЕССКИЙ КЛУБ КРИЙЯ ЙОГИ "САВИТРИ САТЬЯ"

КЛУБ "САВИТРИ САТЬЯ" - КРИЙЯ ЙОГА В ОДЕССЕ

суббота, 2 апреля 2011 г.

Чакры и йога

Статья в разработке


Изумительный по красочности и информации фильм о высших центрах сознания - чакрах:


Видео для развития психических способностей и активации тонких энергий Аджна Центра:

чакры
Праническую сеть, образующую праническое тело, питают психические центры, или чакры. Это очень тонкие и мощные вихри энергии, которые воспринимают космическую прану и действуют как преобразователи или понижающие трансформаторы энергии, чтобы ее могли использовать различные органы и части тела. Помимо основной функции обеспечения праной тех или иных областей или механизмов тела, они также могут использоваться как активирующие точки для пробуждения более высоких способностей и размерностей сознания.
Различные системы йоги, в особенности, хатха йога и крийя йога, систематически очищают, заново уравновешивают и пробуждают как отдельные чакры, так и систему чакр в целом. Когда чакры должным образом подготовлены с помощью таких практик, уровень праны естественным образом становится более высоким и более устойчивым. Поэтому не вызывает больших затруднений пробуждение и переживание передачи праны.

Муладхара чакра
Муладхара — самая нижняя, или корневая чакра. Это обитель первичной энергии — кундалини шакти. С философской точки зрения понятие муладхары понимается как мула пракрити — трансцендентальная основа физической природы. Объекты и формы в этой вселенной должны иметь какую-то основу, из которой они эволюционируют, и в которую они возвращаются после разрушения, и эта основа, изначальный источник всей эволюции, именуется мула пракрити. Поэтому муладхара, как основа мула пракрити, ответственна за все, что проявляется в мире имени и формы.
В практике прана видьи муладхара имеет очень большое значение, поскольку представляет собой станцию, генерирующую прану. Пробуждение праны начинается с муладхары и идет вверх вдоль спинного мозга через пингала нади. Пингала - это просто канал. Энергия исходит из муладхары. Кроме того, муладхара - это своего рода реле, непосредственно управляющее пробуждением аджна чакры. Без пробуждения праны в муладхаре не может быть соответствующего пробуждения в аджне. Поэтому в практике прана видьи очень важна взаимосвязь между муладхарой и аджной. Муладхара играет роль генератора, а аджна — распределителя.
У мужчин муладхара располагается в промежности, на пол­пути между половым органом и задним проходом. У женщин она находится на задней стороне шейки матки, посередине между влагалищем и маткой. Здесь имеется место, которое на санскрите называется Брахма грантхи - узел Брахмы. Пока этот узел остается целым, энергия, располагающаяся в этой области блокируется. Когда узел развязан, прана шакти пробуждается. Из муладхары исходят бесконечная энергия и духовный опыт.
Муладхара связана с элементом земли и аннамайя кошей. В праническом поле она связана с апана вайю - силой текущей вниз, которая ответственна за мочеиспускание, испражнение, газовыделение, семяизвержение, которая выталкивает ребенка Из чрева и так далее. В психологическом плане муладхара связана с бессознательным умом, где заключены самые примитивные и глубоко укорененные инстинкты и страхи. Поэтому она может быть вратами как в рай, так и в ад; как к более низкой, так и к более высокой жизни.Биджа мантрой или универсальным ключом для муладхары служит мантра Лам.

Свадхистхана чакра
Вторая чакра носит название Свадхистхана, что означает «собственное жилище или собственная обитель человека». Она располагается очень близко к муладхаре и вместе с ней также ответственна за пробуждение прана шакти. Свадхистхана считается основой индивидуального существования, а также хранилищем всех латентных самскар* и впечатлений. Поэтому она изначально образует своего рода кармический блок, который затрудняет прохождение пробужденной праны через эту область.
В психологическом плане свадхистхана связана с подсознательным умом и, потому, с сонливостью и сном. Когда прана активирует свадхистхану, у человека могут усиливаться желания удовольствий, особенно в виде пищи и секса. Если он становится одержим этими желаниями, они могут быть препятствием для пробуждения праны. Нам необходимо развивать силу воли для прохождения через этот центр.
Свадхистхана связана с пранамайя кошей и соответствует репродуктивной и мочеиспускательной системам в грубом теле. Она расположена у основания позвоночника на уровне копчика и лобковой кости. Она также связана с апана вайю и элементом воды. Биджа (семенной) мантрой для этого центра служит мантра Вам.
*В психологической терминологии самскарам соответсвуют импринты. (пер.)

Манипура чакра
Слово манипура буквально означает «город сокровищ». Развитие этой чакры очень важно для достижения успеха в практике прана видьи, поскольку она представляет собой центр или хранилище праны и связана с сердцем, жизненностью, активностью, порождением и сохранением. Манипуру часто сравнивают с ослепительным солнцем, без которого не было бы никакой жизни. Подобно тому, как солнце излучает свет и энергию, так и манипура испускает праническую энергию и распределяет ее по всему телу, питая и регулируя процессы жизни.
Из трех гун, или качеств природы, на манипуру преимущественно влияет раджас, или активность, динамизм, сила и воля, в то время как на муладхару и свадхистхану оказывает преимущественное влияниетамас, или летаргия, тупость и невежество. Манипуре соответствуют элемент огонь и праническая сила самана, которая ответственна за переваривание пищи и усвоение питательных веществ. Манипура, как и свадхистхана, связана с пранамайя кошей. Манипура располагается на уровне пупка, а ее семенная (биджа) мантра —Рам.

Анахата чакра
Анахата означает «нетронутый» или «непревзойденный». Эта чакра — центр анахата надо, самого тонкого космического звука, который переживается только в высочайшем состоянии медитации. Этот звук называют «нетронутым» потому, что он не вызывается никаким внешним трением, и не может быть услышан ушами, умом и даже душой. Это трансцендентальный звук, который может восприниматься только чистым сознанием. Будучи сердечным центром, анахата ответственна за пробуждение очищенных и утонченных эмоций, которые характеризуются чувствами вселенской любви. Человек с развитой анахата чакрой обычно очень восприимчив к чувствам других людей, и у него высоко развито осязание. Такие люди обладают способностью исцелять других посредством прикосновения или излучения энергии. Многие люди, совершающие чудесные исцеления, делают это с помощью анахаты.
Сердечный центр — это обитель божественной любви. Именно здесь эмоция преобразуется в поклонение. Здесь располагается Вишну грантхи — второй психический узел, соответствующий рабству эмоциональной привязанности. Когда этот узел раскрывается, человек становится свободным от всякого себялюбия, эгоистической и эмоциональной привязанности, и тем самым обретает умственный и эмоциональный контроль, равновесие и спокойствие.
Анахата связана с маномайя кошей, управляющей эмоциями. Именно на этом уровне мы избавляемся от рока и начинаем сами управлять собственной судьбой. Поэтому в анахате мы находим символ кальпа тару, или древа исполнения желаний. Когда это дерево начинает плодоносить, исполняется все, о чем мы думаем и чего желаем. Анахата располагается на уровне сердца; ее элемент — воздух, а ее вайю — прана, восходящая сила, которая управляет сердцем и легкими. Ее семенная (биджу) мантра - Йям.

Вишуддхи чакра
Вишуддхи называют центром очищения. В эту чакру стекает нектар избинду висарги. В здоровой и активной чакре чистый нектар может порождать жизненность, здоровье и долголетие. Когда эта чакра активируется, мы чувствуем, как холодные, сладкие капли нектара стекают в горло, вызывая чувство блаженного опьянения.
Вишуддхи чакре соответствует элемент эфир — акаша. При медитации на вишуддхи ум становится таким же чистым и пустым, как акаша. Одна из способностей, связанных с вишуддхи — это возможность нейтрализации ядов, как внутренних, так и внешних. На этом уровне любой вредный и отрицательный жизненный опыт может быть поглощен и преобразован в состояние блаженства
Эта чакра, которая связана с виджнянамайя кошей, инициирует ментальное развитие и является центром, ответственным за нашу способность воспринимать мысленные вибрации других людей. Она может действовать как радиоприемник, позволяя человеку настраиваться на мысли других людей, находятся ли они рядом или же далеко. Кроме того, вишуддхи чакра — центр восприятия звуковых вибраций. Когда вишуддхи очищена, слух становится очень острым, и осуществляется не только е помощью ушей, но и непосредственно умом.
Вишуддхи чакра располагается на уровне надключичной впадины или щитовидной железы. Ее вайю — удана, которая управляет голосовыми связками и другими органами чувств. Вишуддхи называют источником юности. В текстах йоги утверждается, что при пробуждении этой чакры можно исцелять любые болезни, и даже старый человек может стать молодым.
Это обусловлено тем, что нектар, исходящий из бинду, представляет собой очень мощную и концентрированную форму праны. По существу, это источник жизни. Биджу мантра для вишуддхи — Хам.

Аджна чакра
Аджна буквально означает «командный или наблюдательный центр». Она также известна как гуру чакра. Это точка слияния, где три главные нади или силы - ида, пингала и сушумна - соединяются в один поток сознания и текут вверх к сахасраре. Во время глубокой медитации, когда все чувства отключены и человек входит в состояние шуньи, или пустоты, гуру направляет искателя из аджны к сахасраре, отдавая команды через этот центр.
Аджну также называют третьим глазом, глазом Шивы, или глазом интуиции, который смотрит не наружу, а внутрь. Нередко ее также называют дивья чакшу — божественным оком, или джняна чакшу — оком мудрости, поскольку именно через этот центр духовный искатель воспринимает откровение и прозрение относительно фундаментальной природы бытия. Это уровень, на котором происходит прямое общение от ума к уму, а также врата, ведущие в психическое или астральное измерение.
Будучи центром ума, аджна чакра представляет более высокий уровень осознания. Когда развивается аджна чакра, человек начинает обретать психические силы. Поэтому говорят, что ей соответствует узел, именуемый Рудра грантхи — узлом Шивы. Этот узел символизирует привязанность человека к своей психической индивидуальности и ксиддхам (психическим способностям), которыми сопровождается пробуждение аджна чакры. Он эффективно блокирует духовное развитие до тех пор, пока не будет преодолена привязанность к психическим феноменам, и этот узел не будет распутан.
Аджна располагается на вершине спинного мозга, в среднем мозге. Хотя с физиологической точки зрения аджна не существует, она соответствует шишковидной железе, которая активна у маленьких детей, но начинает угасать с достижением половой зрелости.*
* Это не совсем так. Активность шишковидной железы сохраняется в течение всей жизни и ответственна за регуляцию суточного ритма и других биоритмов, в частности, периодического чередования активации симпатической и парасимпатической нервных систем, которое йога связывает с переключением потока дыхания между ноздрями. Кроме того, основной гормон шишковидной железы - мелатонин - участвует в регуляции некоторых других нервных процессов. (пер.)
Активирующая точка аджна чакры, которая находится в межбровном центре, называется бхрумадхья. Это важная точка сосредоточения в практиках медитации, концентрации и визуализации.
Развитие аджна чакры очень важно для достижения успеха в практике прана видьи. Если только она не развита до определенной степени, прана никогда не будет переживаться в форме света. Видение света обычно впервые появляется в аджне, бхрумадхье или в чидакаше —пространстве сознания, непосредственно связанном с аджной.
В практике прана видьи аджна действует как командный центр, ведающий распределением праны. Если видение света в аджне хорошо развито, человеку нетрудно визуализировать подъем праны и ее движение в теле. В ином случае ему приходится использовать воображение и мышление до тех пор, пока не разовьется действительный опыт.
Прана, связанная с аджна чакрой - это вьяна вайю, всепроникающая сила. Ее таттва, или элемент - манас, ум. Это то место, где ум изменяется от грубого к тонкому, от внешнего к внутреннему. Аджна связана с виджнянамайя кошей, и ее биджа мантра — Ом.

Бинду висарга
Бинду считается вратами к шунье (пустоте). Это предельный источник, из которого проявляется и в который возвращается все сущее. Это то место, где единство впервые разделяется на множественность. В бинду содержится потенциал развития бесконечного множества объектов вселенной, проект творения.
Эта чакра находится на затылке, в том месте, где индуистские брамины оставляют пучок волос, или шикху. Хотя бинду второстепенная чакра, она очень важна во многих более высоких йогах, включая практику прана видьи. Высшая точка человеческой эволюции — сахасрара — представляет космическую прану, а цель практики прана видьи заключается в переживании космической или универсальной праны. Коль скоро человек переживает махапрану, ему больше не нужны никакие тех­ники. Передача будет происходить спонтанно, с мыслью, жестом, словом или взглядом.
Бинду — источник творения — ее символизируют полумесяц и белая капля нектара. Согласно тантрической традиции, в верхних областях коры головного мозга имеется небольшое углубление или ямка, содержащая ничтожное количество жидкости. В центре этой ямки с жидкостью имеется небольшое возвышение, подобное островку в середине озера. Считается, что эта крохотная точка в психофизиологической структуре соответствует бинду висарге.
В текстах тантры и хатха йоги говорится, что бинду — луна — производит амриту, чрезвычайно опьяняющий нектар, который поглощает солнце. Это означает, что в ходе нормальной жизни капля нектара стекает вниз в манипура чакру, где ее пожирает элемент огонь. Именно из-за того, что огонь пожирает амриту, мы страдаем от трех недугов — джары,или старости, вьядхи, или болезни, и мритъи, или смерти.
В йоге и тантре используются техники, с помощью которых можно повернуть этот процесс вспять, чтобы амрита не стекала вниз к манипура чакре. Вместо этого, мы либо удерживаем ее в вишуддхи, либо направляем ее обратно вверх от манипуры к вишуддхи и затем к бинду. Таким образом оказывается возможным переживать себя бессмертными. Были йоги, которым удавалось довести это состояние до совершенства.
С точки зрения эволюции, следует понимать, что космическая прана содержит в себе хираньягарбху, или чрево творения, а первым проявлением творения был нада, или звук. Поэтому бинду — это также то место, где можно слышать внутренние, или психические звуки.

Сахасрара
Сахасрара, центр высшего сознания, располагается в брахма-рандре, или макушке головы. Сахасрара считается самым высшим психическим центром, но на самом деле это вовсе не психический центр, поскольку он лежит за пределами сферы психики. Сахасрара является вершиной постепенного восхождения через разные чакры. Это главный выключатель, управляющий пробуждением всех чакр от муладхары до аджны. Сила чакр пребывает не в них самих, а в сахасраре. Чакры — это только своего рода реле, а весь потенциал заключен в сахасраре.
Не будучи в действительности чакрой, сахасрара представляет собой целостность, абсолют, который происходит от соединения космического сознания с космической праной. Когда кундалини шакти достигает сахасрары, это называется соединением Шивы и Шакти. С этого соединения начинается самореализация, илисамадхи. На этом этапе умирает индивидуальное сознание и родится вселенское сознание. Сахасрару визуализируют в виде лотоса с тысячей лепестков, раскрывающегося в бесконечность. Она имеет бесконечный размер и подобна огромному сияющему куполу. В физическом теле ее местоположению соответствует самая макушка головы, где ее зри­тельно представляют как расходящуюся вовне во всех направлениях. Сахасрара связана с телом блаженства, илианандамайя кошей.

Три измерения чакр
Муладхара — это самая нижняя чакра в человеческом теле, а сахасрара - самая верхняя. Однако это не полная картина. Существуют три группы чакр. Нижняя группа чакр относится к инстинктивному или животному телу и находится ниже муладхары. Эти чакры называются атала, витала, сутала, расатала, дхаратала, махатала и патала. Животные тоже имеют чакры, и это семь чакр, которые активируются на инстинктивном плане сознания.
Будучи человеческими существами, мы превзошли эти семь более низких форм чакр, и в своей индивидуальности имеем дело с муладхарой, свадхистханой, манипурой, анахатой, вишуддхи, аджной, бинду и сахасрарой. Когда мы перестаем быть человеческими существами и превосходим свою индивидуальность, в нас начинает действовать третья группа чакр. Эта третья группа представлена локами, или измерениями бытия, известными как бху лока, бхувара лока, сваха лока, маха лока, джанаха лока, тапаха лока и сатья лока.Это семь более высо­ких измерений или планов сознания.
Посредством практики прана видьи мы можем пробуждать физиологическую, или человеческую группу чакр. После того, как они пробуждены и мы способны поднимать энергию кундалини из муладхары к сахасраре, начинаются осознание более высоких планов бытия и деятельность в этих планах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий